четверг, 5 июня 2014 г.

Троица

Андрей Рублев "Троица"
Суббота перед праздником Святой Троицы (8 июня) называется Троицкой родительской субботой, это день особого поминовения усопших. Святой Дух был послан апостолам на пятидесятый день после Воскресения Христова. И сразу ученики получили чудесный дар – говорить на разных, неизвестных им ранее языках, для того, чтобы идти по земле и проповедовать Слово Божие.
Кажется, вся земля, вся Россия в этот день расцветает вместе  с распускавшимися березовыми листочками, цветами, которыми украшены храмы, дома. Так красиво обычно убирает хозяйка свое жилье в чей-то день рождения. А нынче – День рождения Христианской церкви. Вознесшийся  Господь, как и обещал, ниспослал на землю Святой Дух. Теперь Они в святом единстве – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Троица нераздельная.
«Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитв дышит этим святым, таинственным воздухом», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).
Понедельник, следующий за днем Святой Троицы, также является церковным праздником и именуется Днем Святого Духа. В этот день совершается особое празднование в честь Святого Духа – третьего лица святой Троицы.
Константин Васильев "Русалка"
Символом праздника Троицы была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от нечисти и болезней. Береза, символизировавшая женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин.
Улицы и дома украшались срубленными березками или ветками березы, букетами цветов, травами. Есть в этом ритуале и славянские языческие корни. Древние славяне украшали травой и ветвями дома, хозяйственные постройки, считая, что чудесная сила, заключенная в них, предохранит людей от беды.
На Семик (четверг перед Троицей) начиналось завивание березки, а оканчивалось на Троицу. В семицкий четверг девушки втайне от парней отправлялись в лес, на берег реки или к полю, чтобы выбрать ритуальное дерево. Найдя красивую березку с плакучими ветвями, девушки завивали их, скручивая ветви друг с другом, связывая ленточками. Потом ветви пригибали к земле и закрепляли колышками. После этого вокруг березы водили хороводы с песнями:
Березка, березка, 
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли,
Пирога принесли...
Затем девушки пировали под березой: ели пироги, лепешки, яйца, яичницу, запивая пивом. На Троицу березку развивали, а затем опять устраивали праздничную трапезу с хороводами.
Константин Маковский "Девушка в венке"
Праздник Семика и Троицы, чествовавший возрождающуюся после зимы природу, считался праздником девушек и женщин. Расцветшая природа, готовая к оплодотворению, ассоциировалась с девушками, достигшими брачного возраста.
В Троицын день девушки спрашивали у кукушки, долго ли им еще быть в доме отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества. Девушки плели и пускали венки по воде, гадая о свадьбе, жизни, смерти. Если венок уплывал, не коснувшись берега, это предвещало счастливый брак, долголетие, если кружился на одном месте - перемен в ближайшее время не ожидалось, а если венок тонул, значит, быть беде.
Иван Крамский "Русалки"
Троицкая неделя называлась русальною, зеленою (следующая неделя после Троицы). С культом растительности были связаны поверья о русалках. Считалось, что в русалок превращаются девушки, умершие до замужества, женщины, похороненные без отпевания или покончившие с собой, а также дети, умершие без крещения. Они хохочут, расчесывают свои волосы у берегов водоемов, качаются на деревьях. Верили, что в Духов день русалки падают с деревьев, выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам, давая им влагу. Злые духи, похитившие их души, позволяют им являться на свет Божий только в Троицын, или Духов день. Живут они на деревьях, качаются на сучьях и разматывают пряжу, похищенную у тех, кто ложится спать без молитвы. Считалось, что там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень станут колосистее.
В народе бытовали и такие поверья. Русалки на берегах рек своим ауканьем якобы привлекают парней и девушек. Горе неосторожным, откликнувшимся на этот зов, да еще не отгадавшим загадки русалки, ибо тогда русалка щекочет их до смерти. Предохранительными средствами против русалок были заря и полынь. Иногда, чтобы умилостивить их, по деревьям развешивали мотки ниток, полотно — русалкам на рубашки или клали по окнам горячий хлеб: пусть русалки насытятся его паром.
Конастнин Маковский "Русалки"

Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Считалось, что в Духов день земля - именинница, беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
Юрий Борсук "Скоро Троица"
Поминовение усопших проводилось в Троицкую субботу, предшествовавшую дню Святой Троицы, и в Духов день. В Троицын день ходили на могилы родственников, украшая их березками и цветами.
В Духов день и Троицкую субботу считалось необходимым помянуть добрым словом умерших на чужбине без покаяния и православного отпевания, а также самоубийц, пьяниц, утопленников, которых Церковь не разрешала хоронить на кладбище.


Источники:
  1. Большая книга праздников / И.А. Агапова [и др.]. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 494 с.
  2. Власова, М. Русские суеверия / М. Власова. - СПб: Азбука, 2000. - 672 с.
  3. Соловьев, В. Русская культура / В. Соловьев: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город. – 2004. – 736 с.
  4. Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Белый город, 2009. – 296 с.
  5. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / авт.-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. – 320
  6. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова [и др.]. – СПб: Искусство-СПб, 2001. -  672 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий