Некоторые историки считают, что в древности Масленица (в этом году масленица начинается с 24 февраля и до 2 марта) была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост. Другие говорят, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия. Но могло быть и другое значение. Для славян Масленица долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.
В церковных книгах Масленица называется сырной неделей, потому что в это время едят сыр и яйца. В эту неделю наша церковь вспоминает изгнание Адама из рая. подготавливая христиан к Великому посту. Отсюда ещё одно значение "обжорной" Масленицы - подготовить себя после тощей зимы к суровым условиям поста.
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. По преданиям в эти дни народ безумствовал. Народный маскарад на Масленице давал повод к самому весёлому разгулу. Многие проповедники обрушивались на Масленицу. В конце XVII в Патриарх Адриан даже пытался запретить "бесовский праздник", но не сумел - только сократил с четырнадцати до семи дней. А со временем церковь и вовсе смирилась с Масленицей и приняла её в число своих обычаев.
Без блина не масленица. Традиционное кушанье Масленицы блины - имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тысяч лет назад. На Руси блины знали очень давно.
На Масленицу блинами повсюду угощают и угощаются. Добрые хозяйки всю неделю пекут блины, оладьи, пирожки, калачи, сырники, пышки и хворост. Потом зазывают к себе гостей и щедро угощают. От этого и пошли разные поговорки: "Не житьё, а Масленица", "Душа моя Масленица" и др. Первый блин всегда предназначался душам усопших родителей.
Масленичная неделя. Само слово "масленица" появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имён для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Понедельник - встреча. К первому дню устраиваются горы, качели, наряжается чучело-Масленица.
Вторник - заигрыши. Главное в заигрышах – любовная тема. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители пекли горы блинков, чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Среда – лакомка. Тёщи приглашают своих зятьёв на блины. Это был целый пир. Зятьёв-то, не то, что сейчас, много было. Но блинов ещё больше: и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селёдочкой.
Пятница – тещины вечеровки. Зятья угощали тёщ блинами. В этот день закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения.
Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашает родню к себе.
Воскресенье – проводы Масленицы, прощеное воскресенье. В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения и прощали друг другу все обиды и оскорбления. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, привозят подарки. Этим люди очищались от обид. Прощание завершалось поцелуем. По окончании Масленицы принято было ходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнётся Великий пост.
Сжигание Масленицы. Когда провожали масленицу, то возили чучело, которое делали из соломы и одевали в женский наряд. Чучело из соломы, одетое в женский наряд. - "Сударыню-масленицу" возили в санях под песню самой красивой девушки. Заслышав пение, народ толпой высыпал из домов и сопровождал "Масленицу" до самой катальной горы. Там "Сударыня" открывала катание. Целым "поездом" с хохотом и визгом народ носился по обледенелой горе до позднего вечера. Вечером парни и девушки приходили к костру за селеньем, где все вместе сжигали чучело Масленицы.
Источники:
- Соловьев, В. Русская культура / В. Соловьев: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город. – 2004. – 736 с.
- Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Белый город, 2009. – 296 с.
- Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / авт.-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. – 320
- Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова [и др.]. – СПб: Искусство-СПб, 2001. - 672 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий