среда, 4 июня 2014 г.

Егорьев день

Икона святой Георгий Победоносец
На Руси Георгий Победоносец (Егорий) считался одним из главных святых. День его памяти Православная церковь отмечает дважды – 6 мая (в день его мученической смерти) и 9 декабря. Имя Георгий в переводе с греческого означает «земледелец». Не случайно этот святой стал покровителем земледельцев, а со временем и скотоводов.
Земледельческие работы практически везде начинались с Егорьева дня: сеяли морковь, свеклу, сажали рассаду….
Ю. Клапоух "Пастушка"
 Святой Георгий выпускал на землю росу, которую считали целебной «от семи недугов и от сглазу». Иногда люди катались по «Юрьевой росе», чтобы получить здоровье, недаром желали: «Будь здоров, как Юрьева роса!». Эту росу считали благодетельной для больных и немощных, а о безнадежных говорили: «Не выйти им на Юрьеву росу?». В день Егория во многих местах совершалось водосвятие рек и других источников. Этой водой окропляли посевы, пастбища.  
Г. Мясоедов "Пастушок"
Этот день считался праздником пастухов, которые говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егорья за стадом не усмотришь. Пастухи читали разные заговоры, в которых просили святого Егория защитить скот от колдунов, змей, волков и воров. Хозяева скотам дарили пастухам пиво, яйца и пироги, и после обхода они пировали до утра. В деревне тоже начинались гулянья с песнями, плясками и коллективной трапезой.    

«С Пастухова двора вышел вчерашний парень, который заходил к нам, в шляпе с петушьим перышком, остановился за стариком и слушал. Я на него залюбовался. Красив был старый пастух, высокий, статный. А этот был повыше, стройный и молодой, и было в нем что-то смелое, и будто он слушает старика прищурясь, - что-то усмешливое-лихое. Так по его лицу казалось. Когда кончил играть старик, молодец поднял ему шляпу.
- А теперь, хозяин, дай поиграю я... - сказал он, неторопливо вытаскивая из пазухи небольшой рожок, - послушают твои коровки, поприучаются.
- Ну, поиграй, Ваня... - сказал старик, - послушаю твоей песни….
Проходили коровы, все гуще, гуще. Старый пастух помахал подручным, чтобы занимались своим делом, а парень подумал что-то над своей дудочкой, тряхнул головой - и начал...
Рожок его был негромкий, мягкий. Играл он жалобно, разливное, - не старикову, другую песню, такую жалостную, что щемило сердце. Приятно, сладостно было слушать, - так бы вот и слушал. А когда доиграл рожок, доплакался до того, что дальше плакаться сил не стало, - вдруг перешел на такую лихую плясовую, пошел так дробить и перебирать, ерзать и перехватывать, что и сам певун в лапотках заплясал, и старик заиграл плечами, и Гришка, стоявший на мостовой с метелкой, пустился выделывать ногами. И пошла плясать улица и ухать, пошло такое... - этого и сказать нельзя…»
 Иван Шмелев «Лето Господне»

М. Нестеров "Весна"
Источники:
  1.     Большая книга праздников / И.А. Агапова [и др.]. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 494 с.
  2.     Соловьев, В. Русская культура / В. Соловьев: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город. – 2004. – 736 с.
  3.     Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Белый город, 2009. – 296 с.
  4.     Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / авт.-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. – 320
  5.     Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова [и др.]. – СПб: Искусство-СПб, 2001. -  672 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий