вторник, 14 января 2014 г.

Святки

А. Емельянов "Святки"

Из богатейшего народного календаря главным и по сей день остаются дни зимнего солнцестояния. Это время – период зимнего солцестояния, т.е. своего рода «граница» между старым и новым хозяйственными годами, в этот период души умерших спускаются на землю.  Поэтому зимний солнцеворот связан со множеством обрядовых действий и поверий, по сей день сохраняемых русским народом.
Большинство ритуалов, уходящих  в глубокую древность, связанных с языческим культом предков, живо и до сих пор. Живы и Святки – зимний праздник, длящийся две недели – от Рождественского сочельника 25 декабря (6 января) до Крещения 6 января (19 января).

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В канун этих дней вечером в каждой семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу (например, кутья), которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам. Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно друг к другу. Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу и также демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что, в народных представлениях, считалось эталоном девичьего поведения.

К. Маковский "Святочные гадания"
Наибольшей значимостью в Святки отмечено именно темное время суток – вечер и ночь, на которые приходилось большее количество действий и обрядов святочного цикла.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами. Так, в канун Рождества вечером, когда зажигается на небе первая звезда, та самая, что зажглась во время рождения Иисуса Христа, - парни делают свою «звезду»: «Лучинки, бывало, щипали. Три лучинки бяруть. Одна поперек, и другая поперек, свяжуть». Звезду украшают фольгой, бумажными цветами, насаживают на палку и идут христославить. В хаты заходят: «Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Поздравляем с праздником с Рождеством Христовым!». Споют «Рождество твое Христе Боже наш», а за это хозяева одаривают пришедших салом, конфетами деньгами.  Девушки тоже ходят по дворам, колядуют. У них свои песни: в западных районах – «коляда», а восточных – «овсень» или «баусень».

К.П.Брюллов "Гадающая Светлана"
Кульминация Святок на юге России – «щедрый вечер» 31декабря (13 января) канун старого нового года. Вновь совершаются обходы дворов с поздравлением хозяев и пением щедровок. В каждой хате пели разные щедровки: бездетной паре или пожилым супругам одни, а холостому парню и девушке, что на выданье – другие. Даже сам облик села менялся в эту чудесную ночь: «Село рядили – чудачили. Ходили ряженые в рванную одежду – польты худые, «башлаты» какие-то. Чтоб никто не узнал – морда завязана марлею. Сани тащили, дрова в снег тыкали, колодцы закрывали.  Это называлась городенья». По поверья, в этот вечер девушки могут узнать свою судьбу, заглянуть свое будущее. «Под Новый год, - щедрый вечер называется, - собирается молодежь, девки. Идуть за водой первая рожденная и последняя рожденная. Им положено было воду черпать и приносить. Нальють в чашку воды, кладут колцы, кладут туда шерсти, и белой, и черной, и рыжей – всякой. Чашку полотном накроють. Все молодежь сидять, держатся за краик чашки мезенцем. Одна рукой водит там, и все поють: «За дижою сижу, питернёю вожу». И вытаскивають кольцо: «Чьё?» Кому какая песня достанется. Когда кольца все повытащуть, идут на перекрестки выливать эту воду. И схватывають шерсти клок. Кто какой схватить. А потом домой приходють и смотрють, у кого какая шерсть, такой и буде волос у мужа»

А. Новоскольцев "Светлана"
Пример гадальной припевки:

Ой, у стенке крючок – то-то мой мужичок.
За ево захилюсь, никого не боюсь,
Скоро сбудеца, не минуеца, поцалуеца, улозя….

(К ЗАМУЖЕСТВУ)

Ой, рассыплю монистки по ящичку,
Ой, с кем век вековать, стем монистьки низать,
Скоро сбудеца, не минуеца, поцалуеца, улозя….

(К НЕСАЧТЛИВОМУ ЗАМУЖЕСТВУ, К СЛЕЗАМ)

Вязуть бабу с города, висять ноги с короба,
Скоро сбудеца, не минуеца, поцалуеца, улозя….

(К СМЕРТИ)

За дежою сижу, питятнею вожу.
Но ишшо посижу, но ишшо повожу,
Скоро сбудеца, не минуеца, поцалуеца, улозя…
.
(В ЭТОМ ГОДУ ЗАМУЖ НЕ ВЫЙДЕТ)

Куды иголочка, туды ниточка,
Скоро сбудеца, не минуеца, поцалуеца, улозя….

(К ЗАМУЖЕСТВУ)



Н. Пимоненко "Святочное гадание"
Издревле считалось, что именно святки – самое лучшее время для гаданий. С особой тщательностью к ним готовились молодые незамужние девушки. Многие даже испытывали большое волнение. Дело  том, что, по старинным поверьям, считалось, что именно святки – этот тот период, когда можно с наибольшей точностью узнать, выйдешь ли в настоящем году замуж или нет, какое имя будет носить суженый, какого он достатка и многое другое. Существует множество способов гадания.
«Под Новый год девушки ворожили: кидали калоши через крышу – кто перякинеть, та скорее замуж выйдеть. А калоша показываеть, в какую сторону замуж пойдеть. Ещё вёдра замыкали девки. Замок повесють на ведро с водой и ложаться спать, шоб никто не знал. Если во сне снится тый, шо придеть воды напиться – за того и замуж пойдеть. Некоторым и снились!».
«Дрова носили – набярут в охапку, в хату внясут, тогда считают. Если по паре будеть, значит пара и ей будеть». 
«Под вокном слушають. Хозяин с хозякой в хате разговаривають. Если скажет старуха: «Сядь!», - то уже недовольна девка. Сидеть ей у девках. А если скажет старуха: «Иди!», - уже, значить, пойдеть, замуж».
 «Я лично гадала. Как ложилася спать, поставила чашку, влила капельку водички, а сверху постелила мост, - лучиночками устлала и загадала: «За кем мне быть, тот перевяди меня через мост!».

А. Венецианов "Гадание на суженого"
 А еще есть и такие  святочные гадания -  девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется. Существует еще уйма множества святочных гаданий, но в заключение остановимся на этом – во время девичьих посиделок одна из девушек должна была выйти на улицу и спросить первого встречного, как его зовут. Считалось, что у ее будущего жениха будет такое же имя.

Ю.Сергеев "Гадание на картах"
 Рано утром 1 января (14 января) еще затемно, мальчишки бегут «засевать: вбегают в хату, разбрасывают зерно, приговаривают: Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». После садятся на порог на корточки, квохчут, чтобы куры неслись. За это хозяева дарят им конфеты.

Ю. Сергеев "Ночное гадание. Святки"
 Основным смыслом святочного периода являлось рождение нового года, в рамках которого формировались также судьбы природы, социума и каждого конкретного человека на следующий годовой цикл.  Причем именно в Святки эти судьбы можно было узнать с помощью примет, гаданий. В случае неудовлетворительного прогноза считалось возможность изменить, поправить судьбу, например, во время приготовления «Василевской каши». Вместе с тем Святки осмыслялись и как период возрождения миропорядка, т.е. рождение мира вновь,  движение от темноты к свету и от хаоса к упорядоченности.
В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем в качестве каши судить о благополучии наступающем году. В случае неудачного изготовления «васильеву кашу» не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу.

Ю.Сергеев "Зимний вечер.Святки"
С идеей формирования в Святки миропорядка связано озвучивание в это время фольклорных текстов, содержащих представления об устройстве мира. Так, у русских в святочный период вечерами было принято загадывать загадки и рассказывать сказки, что, при свойственной традиционному сознанию вере в магическую силу произнесенного слова и возможность его материализации.
Работать в Святки  раньше строго запрещалось, можно было накликать на себя и свою семью большую беду. Село веселилось: устраивались кулачки на льду, улица на улицу, со строгими правилами старинной борьбы; там же, на льду водили карагоды, - «бывало, по триста, четыреста человек собиралось в карагоде». Особенно в день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.
Традиционно Святки делились на две части – «святые вечера» (от Рождество до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год  и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без  креста», т.е. временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами». По народной легенде, «в эти страшные вечера… Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество  развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь».

К. Васильев "Со свечой"
Повсеместно было распространено поверье, что с это время начинают беситься нечистая сила: ведьмы, черти устраивают свои бесовские потехи, причем они стремятся как можно большее навредить людям. Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. В темноте-то им легче среди людей затесаться да всяких пакостей им наделать.
Последний день Святок – Крещение. Крест – главный символ этого праздника. На речке или пруду делали прорубь – Ердань, часто  в виде большого креста. Ставили ледяные кресты, поливали их свекольным соком, чтобы красные были. Полагалось делать деревянные крестики из лучинок всем, у кого есть дети, и кидать их в прорубь, - так гадали о здоровье детей. Если поплывет будет живым и здоровым. Мелом ставили крестики на дверях, над окнами домов: «чтобы добро в хате было».

Ю.Сергеев "Молитва"
И по сей день в некоторых селах (а их осталось очень мало, например, в Белогородкой области) мальчишки бегают «засевать», а старушки щедруют и прячутся от сторонних глаз, стесняются, но «старину» не бросают. К сожалению, ныне многие молодые хозяева неодобрительно относятся к приходу щедровниц, не понимая, что не кусок сала ходят они выпрашивать, а обеспечивают дому покой, радость и благоденствие. Одна мудрая старушка сказала: «Забыли старину и удивляются, отчего худо стало!»
Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь тысячелетие, сквозь запреты и гонения церкви, - так неужели мы сегодня позволим исчезнуть, уйти в небытие?

Источники:
  1. Дорохова, Е. «Ходить-бродить колядушачки …»: святочные песни Белогородской области / Е. Дорохова. – Народное творчество. – 1993. - № 1-2. – С. 22 – 23.
  2. Соловьев, В. Русская культура / В. Соловьев: с древнейших времен до наших дней. – М.: Белый город. – 2004. – 736 с.
  3. Русская семья: праздники и традиции / ред.-сост. Т.Г. Кислицына. – М.: Белый город, 2009. – 296 с.
  4. Русские обычаи и обряды: семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники / авт.-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2006. – 320
  5. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: иллюстрированная энциклопедия / авт. О.Г. Баранова [и др.]. – СПб: Искусство-СПб, 2001. -  672 с.

 На заметку:

Сколько праздников, которые были дороги нашим прабабушкам, бабушкам и мамам, ушли из нашей жизни? Названия многих из них нам ни о чем не говорят, забыты и связанные с ними традиции и обычаи. Остались в истории десятки народных и государственных праздников, считавшихся важными и значимыми. Даже те из них, которые еще были нам знакомы с детства, для наших детей уже ничего не значат. Все течет и меняется, уходят одни традиции и приходят другие. Но есть один удивительный праздник, какого нет ни в одной стране мира. Он не отмечен в календаре красным цветом и не объявлен государственным праздником, для него не определен выходной день, но мы его любим едва ли не больше всех других - это добрый Старый Новый год.
Во всем мире один Новый год и только у нас в Росси их два! Даже звучит удивительно – Новый Год и Старый Новый год. Кстати, до второго из них остались уже считанные часы. Самое время вспомнить старые традиции новогодних праздников. И, если новый Новый год мы отпраздновали кто в путешествии, кто корпоративно с коллегами, развлекаясь всеми возможными способами, то Старый Новый год – это самый семейный и домашний праздник для самых близких. Есть в нем что-то особенное, наше, душевное и родное. Может быть, стоит встретить его так, как праздновали Новый год наши родители и их папы и мамы? Давайте вспомним, как это было…
В 1918 году после свершения октябрьской революции одним из первых декретов советской власти был утвержден Григорианский календарь, который к 20-му веку опередил Юлианский на 13 дней, и 1 февраля 1918 года сразу стало 14-м. А Новый год вдруг оказался в календаре впереди Рождества и пришелся на время поста, что для православной России было, мягко говоря, не приемлемо. Какие застолья в пост? Видимо именно тогда и родилась чисто народная традиция празднования Старого Нового года. С 1919 года, когда очередным декретом отменили и Новый год и Рождество, как "чуждые народу поповские праздники" бывшие праздничные дни стали рабочими. Но как можно отменить Новый год? Он просто стал тихим семейным праздником, который отмечали "по секрету", занавесив окна, без маскарадов и танцев в узком кругу родных или самых близких друзей вплоть до 1935 года. Новый год был реабилитирован как праздник, ведь когда еще отметить достижения советской страны за прошедший год? Вернулась и праздничная елка, и карнавальные костюмы, и подарки. Даже в тяжелое военное время зажигались огни на новогодних елках, загадывались заветные желания и дарились подарки – и они были бесценными, хотя это мог быть ржаной сухарь, кусок мыла или кусочек сахара.
После войны в 1947 году 1 января стало красным днем календаря и за праздничным столом стали собираться большие компании. Хотя стол и не изобиловал деликатесами и главными блюдами были разварная картошка, селедочка, посыпанная луком и графинчик водки, но праздничное настроение было самым праздничным и по-настоящему новогодним. Пели под гитару, танцевали под патефон, шутили, играли…. Пятидесятые годы стали более щедрыми, и новогоднее меню украсилось знаменитой селедкой под шубой, салатом "оливье", рижскими шпротами, до прозрачности тонкими ломтиками салями.
С появлением телевидения уже в 60-е центром новогоднего праздника стали "Голубой огонек", "Кабачок 13 стульев". Мамы каким-то чудом создавали новогодние наряды, заранее записывались в парикмахерскую к "своему" мастеру, доставали из трюмо заветный флакончик французских духов или легендарной "Красной Москвы" или заветных "Может быть". И какими длинными не были бы очереди в магазинах, и какими ни были бы дефицитными продукты и красивые платья, но Новогодний стол всегда был щедрым, а женщины прекрасными. Что-то "доставалось по случаю" или в "продуктовых наборах к празднику", что-то "выстаивалось" в очередях и, может быть, именно поэтому было особенно вкусным. Шампанское и мандарины, сладкие подарки в школе и детском саду и самое главное – настоящее новогоднее настроение и вера в чудо, все это было уже наше детство. С ёлками в детском саду, школе, дворце пионеров и главной - Кремлевской ёлкой, попасть на которую можно было, став самым-самым. Всего нужно было достичь добиться. Может быть, оттого и появлялось в каждом доме то самое новогоднее настроение, и так верилось в чудо! Пусть оно даже приходило из профкома с маминой работы в виде кулька конфет, мандаринов и плиткой шоколада.
А взрослые по-прежнему праздновали Старый новый год, хотя утром нужно было идти на работу. Правда более скромно, тихо и чаще всего, уложив детей спать. Почему? Наверное, оттого, что Старый Новый год – это и есть настоящее русское чудо, особенное, только наше.
 http://www.etoya.ru/lifestyle/2014/1/13/40333/

Комментариев нет:

Отправить комментарий